События

Стройка 501

Стройка 501 — великая и трагическая страница советской истории, неразрывно связанная с именем Иосифа Сталина. Этот грандиозный проект Трансполярной магистрали, задуманный в конце 1940-х годов, должен был соединить удалённые регионы Сибири и Крайнего Севера. Сталин, стремясь предвидеть стратегические потребности страны в условиях холодной войны, видел в этой железной дороге инструмент освоения ресурсов и укрепления обороноспособности.

Однако реализация проекта столкнулась с суровыми реалиями: мерзлота, бездорожье, экстремальные температуры и тяжёлый труд заключённых ГУЛАГа. Их подвиг, оплаченный тысячами жизней, стал символом противоречивой эпохи. Сегодня наследие стройки 501 — это заброшенные участки пути, ржавые рельсы и память о людях, чьи судьбы навсегда вплелись в историю Северных широт.

Для новых поколений эта стройка остаётся напоминанием о масштабах человеческих амбиций и цене, которую иногда требует прогресс. Её ценность — не только в инженерных решениях, но и в уроках, которые учит нас извлекать история: о силе, жертвенности и хрупкости человеческой жизни в условиях великих свершений.
Мертвая дорога: почему ее так называют

Строительные работы начались весной 1949 года. Строили сразу по всей трассе. Шли с двух сторон: от Салехарда и от Игарки. На всей протяженности дороги с шагом 5—10 километров ставили лагпункты. Только между Салехардом и Надымом их было построено 34. Из них к Надыму относилось 18, а это около 180 километров «железки».

Общие затраты на строительство составили около четырех миллиардов рублей. Дорогу возводили в условиях вечной мерзлоты. Но уникальность проекта была не только в его стоимости.

Сооружение мостов через крупные реки на магистрали не предусматривалось. Для переправы по рекам летом планировали использовать самоходные паромы, зимой — «ледянку» — временную железную дорогу, проложенную по льду.

«Мертвой» дорогу стали называть уже после закрытия стройки. это скорее было связано с ее невостребованностью, чем с числом погибших заключенных. За шесть лет на объекте по разным причинам умерли около трех тысяч человек из 100 тысяч.
Лагпункт № 93 у разъезда «Щучий»

Лагерный пункт № 93 — мужская зона на 300 заключенных. Строили разъезд «Щучий», который расположен в 42 километрах от Надыма. Добраться туда по асфальтированной дороге труда не составит. Уже много лет сохранением исторического объекта от разрушения занимается местный историк и краевед Вадим Гриценко. Он собирает команды волонтеров, в том числе из туристов-одиночек. Например, в штрафном изоляторе восстановили печку.

«По многолетнему опыту могу сказать, что среди нашего населения отношение к лагерям примерно такое же сакральное, как к церквям. Поэтому нет актов вандализма», — отметил Гриценко в одном из интервью АНО «Ямал-Медиа».
Made on
Tilda